Сайт учителя истории и обществознания Никифоровой Т.Б.Суббота, 27.04.2024, 12:34

Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [4]

Наш опрос
Какой предмет вам больше нравится?
Всего ответов: 216

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

PIZA как фактор развития компетенции педагога

Повышение качества образования выступает одним из стратегических приоритетов Российской Федерации: вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития нашего государства на ближайшие несколько лет. Демонстрируя традиционно высокий уровень "классической" академической подготовки, российские школьники испытывают затруднения с применением знаний в реальных или незнакомых ситуациях при решении практических задач, о чем свидетельствуют их относительно невысокие результаты в международном исследовании PISA. Наибольшую распространенность в мире в настоящий момент получили три исследования: TIMSS, PIRLS и PISA, в которых участвует и наша страна.

В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника основной школы. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, то есть подготовку молодежи к "взрослой" жизни, что отличает его от других международных исследований, основной целью которых является проверка определенных школьными программами предметных знаний и умений, в основном, с помощью выполнения учебных заданий, мало или совсем не связанных с реальной жизнью

 

Международное исследование PISA-2021 позволит проанализировать не только знания школьников, но и их соответствие современной жизни, а также умение применять на практике навыки и умения. В математической грамотности в 2021-ом году выделяется ключевой компонент – математическое рассуждение. И оно должно предполагать умения оценивать, правильно интерпретировать, рационально применять и грамотно формулировать знания. Человек, который никогда не встречался с математическими рассуждениями, испытывает серьезные трудности с тем, чтобы отличить факт от его интерпретации, истинные утверждения от ложных, понять, какие следствия вытекают из того или иного утверждения. Человеком, неспособным прикинуть порядок числовых величин, могут легко манипулировать недобросовестные экономисты и политики. Как писал в 1267 году Роджер Бэкон, «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества, а потому не ищет от него лекарства».

Таким образом,   основная проблема  заключается  в поиске такого "лекарства "в  системе  преподавании математики в школе, которое бы способствовало развитию мышления, логики ученика-исследователя

Зачастую преподают непонятные алгоритмы, по которым нужно выполнять непонятные действия с непонятными символами, после чего аккуратно записать результат этих действий, строго соблюдая непонятные правила оформления, чтобы получить положительную оценку. Никакого отношения к математике это не имеет. Дело в том, что математика — она не о числах, не о формулах и не о преобразовании выражений. Она о понимании, о возможности отличить верное рассуждение от неверного, о возможности найти у себя ошибку и придумать, как ее исправить, о самостоятельности, о творчестве.  На вопрос «Почему это верно?»  обучающийся отвечает: «Потому что есть такая формула», и не может сказать ничего больше. Это означает, что  ученик не понимает, откуда эта формула берется, какой в ней смысл, и значит, наверняка когда-нибудь применит ее неправильно. И это результат школьной математики.  

Типичный вопрос «Как правильно оформить решение?» Мне очевидно, что к «оформлению» решения может быть только одно требование: из решения должно быть понятно, каким образом был получен ответ, почему он такой, а не другой. Но в школе учат, что нужно обязательно написать слова «дано» и а иначе это будет ошибка. И наоборот, в школе совсем не учат свободному письменному выражению своих мыслей, а это именно то, для чего нужна математика.  К сожалению, эту проблему нельзя исправить путем изменения школьной программы. Ключевая проблема в том, что и от учеников, и от учителей описанное положение дел требует минимума усилий: осваивать и преподавать алгоритмы проще, чем учиться и учить мышлению. Чтобы выйти из этого тупика, нам нужно принципиально изменить мотивацию и настрой учителей математики.

Каким образом участие школьников в исследованиях PISA может способствовать решению этих проблем?

Следует усилить личностную и практическую ориентированность содержания и процесса образования, повысив развивающий его характер. Это потребует пересмотреть требования к результатам обучения как составной части стандарта образования, ввести в программы и учебники материалы практико-ориентированного характера, усилить диалогический характер образования, знакомя школьников с различными, точками зрения на события , формировать  креативное мышление , а именно  выдвигать разнообразные  идеи , гипотезы, прогнозы, уточнять и совершенствовать их, искать альтернативы. Формировать умения оценивать сильные и слабые стороны идей и отбирать креативные идеи. А этому учит математика. Поэтому , нужно сделать  акцент на заданиях, связанных с анализом и обобщением, а не воспроизведением образца, с применением знаний во внеучебных ситуациях. Такие задания  будут развивать у детей нужные компетенции, а у учителей появится мотивация давать больше таких заданий.

Экспертный анализ наиболее трудных для наших школьников вопросов-заданий и их сопоставление с относительно легкими  позволил выделить соответствующие группы умений, которые или не сформированы, или сформированы у наших школьников на относительно низком уровне.

1. Наши ученики в целом умеют читать и понимать тексты и давать на них ответы в различных формах. Предварительно можно утверждать, что необходимость дать развернутый ответ в виде текста вызывает трудности, но не больше, чем у школьников других стран.

2. Российские школьники достаточно хорошо понимают общее содержание текста, представленного в художественной форме, но затрудняются при необходимости дать точный ответ по поводу его содержания, точной информации, в нем содержащейся.

3. У российских школьников возникают трудности при необходимости дать общий качественный ответ (или заключение) по тексту математического или естественнонаучного содержания.

4. Затруднения возникают при работе с составными текстами. Так, если информация представлена в виде отдельных информационных фрагментов (в том числе разных по жанру), а понимание («вычитывание») информации предполагает сопоставление, сравнение, удерживание фрагментов и соединение их в общую информационную картину, то возникают трудности.

Заключение

Таким образом, данное исследование PIZA как инструмент оценки качества системы образования   призвано проанализировать имеющееся качество получаемого школьниками образования, а также соответствие знаний реалиям жизни в современном мире. В рамках PISA-2021 будет тщательно анализироваться в качестве основополагающего направления математическая грамотность. А дополнительной областью станет креативное мышление. Будет выясняться, насколько эффективно в разных государствах учеников готовят к активному использованию математики в главных аспектах: общественном, профессиональном и личном.

В математическую концепцию добавляются навыки, особенно необходимые в 21-ом веке. Это креативность, умелое использование информации, критическое мышление, рефлексия, системность в мышлении, изучение и исследование, инициативность, саморегуляция и настойчивость, а также коммуникация. Поэтому основной целью математического образования должно быть воспитание умения математически исследовать явления реального мира, а международные исследования станут тем  ключом в мир математики, с помощью которого дети откроют этот удивительный мир формул, уравнений , задач и увидят их красоту.

Категория: Мои статьи | Добавил: Никифорова_Татьяна (24.06.2020)
Просмотров: 218 | Теги: PIZA. функциональная грамотность | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Учителям

Ученикам

Творческие работы

Поиск


Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz